Среда, октября 09, 2024
Важное

Павел Мигунов возрождает мордовские национальные игры


Павел Валерьевич Мигунов в Мордовии и за её пределами человек известный. Ни один национально-фольклорный праздник в республике или в ближайших регионах, где проживают эрзяне и мокшане, не проходит без этого скромного, но по-мордовски настырного спортсмена-любителя, и его национальных мордовских игр «Тюштянь налксемат», что в переводе с эрзянского языка означает «Игры Тюшти». Это соревнования для детей и взрослых на силу, ловкость и умелость, которые в чём-то похожи и на традиционные, но имеют и свои отличительные черты.

Сейчас Павел Валерьевич возглавляет клуб «Возрождения финно-угорских воинских игрищ «Тюштя» и каждое его занятие с детьми начинается с исторического экскурса в далёкое прошлое, во времена мордовского правителя Тюшти. Кстати, у эрзян и мокшан до сих пор сохранилось выражение «Тюштянь пингень», что означает «ещё со времен Тюшти» или очень древнее. И в мордовском фольклоре имя Тюшти встречается довольно часто. Так кто же такой Тюштя, легенды о котором до сих пор живы в народе, и почему его игры стали так популярны среди детей и молодёжи?

Тюштя – центральный герой мокшанского и эрзянского героического эпоса «Масторава», сын бога грома и войны Атямшкая и земной девушки Литовы, отличался недюжинной мощью, волевым характером и, как бы сказали сейчас, лидерскими качествами. То, что он жил когда-то в реальности, никто не сомневается. Тюштя, как говорится в легендах, был царём и основал сильное государство, собрал под своё крыло всю мордву, научил мужчин воинскому искусству, а женщинам показал ремёсла. Когда пришла пора защищать свои земли, воины Тюшти – ушманы – были уже готовы применить свои силы и умения, закалённые в испытаниях на прочность, проводимых правителем в мирное время. Это были своеобразные современные чемпионаты по разным видам спорта: по бегу на самую высокую гору, метанию копья, стрельбе из лука, поднятию тяжестей, и борьбе. И между ушманами-воинами проводились отдельные состязания на звание ушмадеев – военачальников, которые командовали своими полками. Слово «чемпионат» или «соревнование», конечно, тогда никто не знал, поэтому всё называлось по-простому – «налксемат» – игры. В них и сам правитель Тюштя принимал непосредственное участие, показывая свои способности в «Тюштянь тюремат» – борьбе или в рукопашном бою. В эти игры, конечно же, подключали молодёжь и детей, показывая им пример, закаливая их здоровье и характеры, воспитывая в них дух соперничества, единения, любви к родной земле, выявляя из массы наиболее способных и дерзких будущих воинов.

Обо всём об этом Павел Валерьевич Мигунов слышал ещё в детстве, ведь родом он из старинного эрзянского села Старые Селищи Большеигнатовского района Республики Мордовия, где игрищам и вольной борьбе во время праздников уделялось особое внимание.
– Мои бабушки и дедушки, и даже родители, помнили эти состязания. Какие «бои» были «стенка на стенку» между сёлами, мало никому не покажется, – рассказывает Мигунов. – У нас в селе это называлось «Игрищань бороцямот», проводились они летом, после православного праздника Троицы. Но я серьёзно заинтересовался играми Тюшти после разговора с основателем фольклорного ансамбля «Торама» Владимиром Ивановичем Ромашкиным. Это было 25 лет назад. Он мне напомнил, что у многих народов есть свои национальные игры, виды борьбы, и у мордвы в песнях, легендах и сказках описывается столько богатырей, что стоит заняться этими историями вплотную.
Сам я с детства увлекался спортом, серьёзно занимался самбо, тренировал детей в спортшколе, и меня так затронула идея Владимира Ивановича собрать воедино информацию о различных видах мордовских состязаний, что мы совместно с газетой «Медведь», журналистом Павлом Баклановым, фотографом Юрием Кемаевым, преподавателем ВУЗа Сергеем Святкиным провели несколько экспедиций по сбору материалов в эрзянских и мокшанских сёлах Мордовии и в соседних регионах. Следующим шагом была ковка необходимого инвентаря: топоров, копьев, делали луки и стрелы, из деревьев рубили различные приспособления для игр, выкорчёвывали из леса пеньки… Со временем пыл некоторых остыл и я продолжил реализовывать свой проект самостоятельно.

К сожалению, в то время Павел Валерьевичу не удалось заинтересовать идеей возрождения национальных спортивных состязаний республиканский Минспорт и он, как герой-одиночка, все эти годы старается увлечь ими подрастающее поколение, доказывая и показывая, что национальные игры это один из элементов патриотического воспитания молодёжи.

Первый раз Мигунову поверили и доверили провести игры под брендом «Тюштянь налксемат» в 2004 году на национально-фольклорном празднике «Раськень озкс», который сейчас проводится на республиканском уровне раз в четыре года в селе Чукалы его родного Большеигнатовского района. С того момента, как говорит спортсмен, всё сдвинулось с мёртвой точки и игры начали входить в народ. «Тюштянь налксемат» теперь желанный гость на всех республиканских культурных и спортивных мероприятиях, национальных и фольклорных праздниках, Днях районов и сёл. Особенно его любят в регионах, где проживают мокшане и эрзяне, там эти национальные игры вызывают неподдельный интерес. С приходом нового Главы Республики Мордовия Артёма Здунова, который большое внимание уделяет молодёжному спорту, были даны поручения развивать народные игры и проводить «Тюштянь налксемат» в рамках значимых культурных и спортивных мероприятий. Теперь в планах у энтузиаста добиться, чтобы эти национальные игры были внедрены в образовательную программу региона и использовались на уроках физкультуры в школах. Пока Мигунов с «Тюштянь налксемат» частенько встречается с ребятами в рамках внеклассной воспитательной работы.

– Наши игры можно проводить везде, и в здании, и на свежем воздухе, в спортивном зале, даже в классе. Весь мой реквизит и «спортивный инвентарь» помещаются в машину, а при необходимости их можно изготовить на месте, – рассказывает Павел Валерьевич.
Проведя анализ этой четвертьвековой работы и получая за это мизерные доходы, которых иногда хватает только на бензин, Мигунов отмечает, что всё не зря, главное его любят дети и молодёжь, на каждом празднике около баннера «Тюштянь налксемат» огромное количество желающих поучаствовать в играх, не только мальчишек, но и девчонок.

– «Тюштянь налксемат» интересны как для детей, так и для взрослых. Метание в мишень ножа, топора, копья, конечно, игра только для детей постарше, а вот стрелять из лука разрешается всем, и даже малышня тренируется с помощью пап и мам. Состязания на меткость позволяют привлечь внимание молодого поколения к истории родного края, ведь наши воины и охотники в стародавние времена пользовались только таким вооружением. А как захватывает малышню бой с мешками – за уши не оттащишь. В командных состязаниях на первое место по зрелищности я бы поставил игру в мяч руками – «оскасо налксема», чем-то напоминающую регби. Главный смысл её – силой отнять мяч из рук и забить в небольшие ворота, которые можно сделать из веток деревьев.

Пробовали перетягивание палки или перетягивание хватом за кисть или палец, стоя на пеньках? Эти очень простые и азартные игры позволяют проводить их на любой площадке и в любое время года без подготовки. А вот поднимание бревна на количество или бросание на дальность деревянного шара или гири – это возможность показать молодецкую удаль сильным и натренированным мужчинам и предстать во всей красе понравившейся девушке. Кстати, всех участников наших игр мы наряжаем в мордовские национальные рубахи – «панар», расшитые специальными узорами, символизирующими силу, мощь и настрой на победу!

– Непростое состязание по бегу в гору на скорость описывается в мордовском эпосе «Масторава», – отмечает Мигунов. – Тюштя набирал крепких воинов, заставляя мужчин забегать на высокую гору и тем самым проверяя, как они реагируют, говоря современным языком, на кардионагрузку. Но мы редко его используем, так как все наши спортивные мероприятия обычно проходят в равнинной местности или в городе. «Тюштянь тюремат» – так мы назвали объединённый вид единоборств, основой которых послужили традиционные кулачные бои в Белинском районе Пензенской области, борьба на поясах на празднике «Акша келу» в Зубово-Полянском районе, вольная борьба на празднике «Игрища» в Большеигнатовском районе, традиции рукопашных поединков в Дубенском районе Республики Мордовия. И это не весь список мордовских национальных игр, мы же используем в основном состязания, а вот Раиса Борисовна Щанкина, руководитель ансамбля «Ламзурь» и председатель Союза эрзянских женщин «Литова», возрождает дворовые игры, например, «Кавал ды цыпака» (ястреб ловит цыплят), «Кшуманнесэ» (дети вытаскивают редьку) и так далее.

Встретившись с Павлом Валерьевичем и поговорив с ним, в который раз убеждаешься, как много в нашем мире держится на энтузиастах, отдающих все свои силы любимому делу, пропагандирующих здоровый образ жизни и подтверждающих ещё раз, что в преемственности поколений, в сохранении самобытности, культуры и традиций своего народа и есть сила нашей великой и многонациональной России.

Марина Девятова

О ГАЗЕТЕ "ЭРЗЯНЬ ПРАВДА"

Газета Эрзянь правда в настоящее время издается один раз в неделю на 16 страницах, четыре из них в цвете. Газета широко отражает вопросы общественно-политической, социально-экономической, культурной и духовной жизни республики, публикует международную информацию. «Эрзянь правда» распространяется в Оренбургской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Нижегородской областях, в республиках Татарстан, Чувашия, Башкортостан. Вместе с тем, для эрзян России вот уже не один год успешно функционирует электронная версия газеты, которую можно в настоящее время читать в Интернете. В этом большая заслуга всего редакционного коллектива газеты «Эрзянь правда».